slider-0

Тенденции контрактного производства электроники и интеграция российских компаний в глобальную систему аутсорсинга

Алексей Бочаров, ген. директор ООО «Техническая Компания «АРСЕНАЛ»

Контрактное производство — это бизнес для бизнеса или, в западной аббревиатуре, В2В. Контрактное производство предполагает критическое снижение себестоимости производимых продуктов при резком повышении их качества, основанное на использовании новейших и эффективнейших производственных технологий, экономии на масштабе производства и исключении затрат на самостоятельное продвижение и брендинг производимых товаров. Клиентами контрактных производителей являются компании, владеющие брендами и желающие повысить свою эффективность. Отдавая производство продуктов на аутсорсинг контрактным производителям, торговые марки резко повышают свою конкурентоспособность, концентрируя все доступные ресурсы только на продвижении продукции до конечных покупателей.

Версия в PDF (71Kb)

В условиях глобализации мировой экономики, миграции структуры бизнеса от региональной к глобально-дивизионной все чаще встает вопрос о перспективах мирового контрактного производства электроники и о поисках своих ниш локальными игроками на этом рынке, который сегодня оценивается в 280 млрд. долларов и растет на 10—12% в год.

Для брендов все преимущества аутсорсинга производственных и связанных с ними операций настолько очевидны, что уже не вызывают споров. Фокусирование на ограниченном наборе бизнес-процессов априори более эффективно, так же как удар кулаком эффективнее удара открытой ладонью. А вот как себя чувствуют сегодня те, кто взвалил на себя сложную и обременительную ношу контрактника, предлагая высокотехнологичный сервис за все более «смешные» деньги?

Стремительное падение цен на электронику, вызванное инвестиционным бумом на рынке инновационных продуктов и технологий, и ужесточение конкуренции, вызванное конвергенцией смежных электронных рынков, потре-

бовало повального снижения издержек от всех игроков рынка. В этих условиях многие ОЕМы отбирают у контрактный производителей сладкий кусочек бизнеса, связанный с перепродажей последними комплектующих. Логика бренда прозрачна. Снижение косвенный издержек владельца торговой марки в значительной степени оказалось компенсировано возрастанием стоимости исходных материалов, проходящих через отдел закупок контрактного производителя. Идея о том, что у контрактника компоненты: всегда дешевле из-за консолидации заказов, оказалась совсем не лучшей еще и потому, что все заказчики этого контрактного производителя получают одинаковые цены. В равных условиях и гранды, и новички. В итоге, крупные ОЕМы вернулись к прямым закупкам компонентов и аутсорсингу только технологических операций, до предела ужимая выручку контрактных производителей и их возможности развития. Но это реалии. С другой стороны, собственные прикладные исследования и разработки новых продуктов дорожают. Наметилась тенденция передавать на сторону все больший объем R&D операций. И в этой ситуации огромное преимущество получают те компании, которые предоставляют ODM-сервис для заказчика. Борьба с издержками привела к реструктуризации контрактного производства по географическому признаку. Заказы и инвестиции пошли в регионы с низкими инфра-структурныгми издержками. До 50% всего контрактного производства электроники в ближайшие два года аккумулирует Китай. Но и тут все не так просто. Мировой рынок — это далеко не только Китай. А транспортное «плечо», например, до Европы от него весьма велико. И пошел процесс миграции производства в обратную сторону — ближе к европейским и африканским рынкам сбыта.

Так появился шанс и для России. Россия входит в так называемый BRIC (Бра-

зилия, Россия, Индия и Китай). Здесы есть достойный интереса рынок, уровены платежеспособного спроса и относительно низкие затраты на инфраструктуру и рабочую силу. Да и фактор возможного R&D аутсорсинга может оказаться не последним — мозги в России еще не иссякли.

И к российским контрактникам начали присматриваться. И западные, и восточные соседи. Оказалось, что и географически, и затратно мы укладываемся в жесткие статьи их калькуляций себестоимости продуктов. Появился шанс.

Что же надо сделать, чтобы его не упустить? Известно, что российский контрактник этот шанс имеет, если присутствует:

— высокий уровень менеджмента;

— профессиональная команда;

— возможность масштабировать (наращивать) бизнес;

— понимание общих принципов построения технологий и продуктов.

В свете последних тенденций приветствуется наличие возможностей проектирования продуктов и умение инсталлировать новые технологии. Это дает столь необходимое увеличение доходности в условиях снижения заработков от перепродажи электронных компонентов и исходных материалов. Очень важен менталитет руководства, готовность сконцентрироваться на контрактном производстве как на основном и только (!) бизнесе, отказавшись от амбиций ритей-ла и игр с собственными брендами.

Звучит несколько странно, что ни одного слова не было сказано о необходимости наличия конкретных технологических возможностей. Дело в том, что сегодня гораздо важнее, можешь ли ты вписаться в информационную систему глобальных игроков-партнеров и понимать, как управлять процессами роста стоимости компании на базе модели EVA, чем владеть дорогостоящей SMT-линией, приобретенной без ясного понимания, как вернуть потраченные на нее деньги.