slider-0

Трансформация мирового рынка электроники -переход на модель контрактного производства

Андрей Коржаков, генеральный директор ЗАО «Элкотек»

В статье проанализирован процесс преобразования аутсорсинга непрофильной деятельности предприятий, производящих электронику, в качественно новую модель ведения бизнеса — работу на основе контрактных отношений.

Версия в PDF (322Kb)


Традиционная ОЕМ бизнес-модель

Традиционная бизнес-модель (см. рис. 1), еще встречающаяся в OEM-компаниях (Original Equipment Manufacturer), оказалась слишком громоздкой для эффективного управления и инертной в условиях быстро меняющегося рынка.

Принято считать, что первые изменения привнесли производители IT

сектора. При бурном росте индустрии персональных компьютеров ОЕМ-компании стали использовать мощности своих поставщиков комплектующих для сборки отдельных модулей. Подобные заказы пользовались спросом, позже переросшим в популярный способ устранять сезонные производственные пики при помощи услуг сторонних компаний.

Первые EMS-компании

Так возникли первые контрактные производители — EMS-компании (Electronics Manufacturing Services, см. рис. 2). Взяв на себя производство и часть логистики, они продавали свои мощности OEM компаниям, которые, в свою очередь, получили возможность снизить часть производственных затрат.

Традиционная бизнес-модель

Рис. 1. Традиционная бизнес-модель

Ниша первых контрактных производителей

Рис. 2. Ниша первых контрактных производителей

Ниша ODM-производителей

Рис. 3. Ниша ODM-производителей

Зоны ответственности ОЕМ-, ODM- и EMS-компаний

Рис. 4. Зоны ответственности ОЕМ-, ODM- и EMS-компаний

Сегодня ситуация выглядит так, как показано на рисунке 3.

Почему и Зачем…

Периодически различные компании проводят аналитические опросы для рынка EMS (см. рис. 4).

В нашем примере большую часть опрашиваемых OEM-компаний составляют коммуникационные и IT-корпорации.

В большинстве случаев ODM-компа-ниям предпочитают EMS. Среди основных причин: конфиденциальность интеллектуальной собственности и общий объем услуг контрактного производства. Вот список основных критериев:

— характеристики производственного процесса;

— надежность и эффективность логистических решений;

Бизнес-модель ОЕМ-компании

Рис. 5. Бизнес-модель ОЕМ-компании

Причины перехода на стратегию аутсорсинга

Рис. 6. Причины перехода на стратегию аутсорсинга

Перспективы развития ODM-компании

Рис. 7. Перспективы развития ODM-компании

— возможности по поиску и закупкам комплектующих;

— сроки, в которые изделие попадет конечному пользователю (Time to Market)

Что же получают OEM-компании от аутсорсинга? Это, прежде всего:

— снижение себестоимости;

— возможность сконцентрироваться на более «наукоемких» процессах;

— более гибкая производственная инфраструктура;

— меньшие инвестиции в основные средства;

— возможность сократить штат своих сотрудников;

— преимущества размещения производства в разных частях мира — близость к рынкам сбыта;

— низкие затраты, связанные с оборотными средствами;

Перспективы развития EMS-компании

Рис. 8. Перспективы развития EMS-компании

Области действия контрактного производства

Рис. 9. Области действия контрактного производства

— другое.

Все это можно проиллюстрировать рисунком 5.

Большинство ответов на этот вопрос сводилось к преимуществам, связанным со снижением себестоимости и возможностью уменьшить нагрузку на ОЕМ-компанию в плане трудоемких процессов и инвестиций.

Давайте посмотрим на моменты развития всего рынка электроники.

Развитие ситуации

Во-первых, сами OEM-компании изменяют правила игры.

Например, многие японские корпорации успешно предлагают свои услуги в области контрактного производства или дизайна — отличный способ снизить недозагрузку ресурсов, если таковая имеется.

Часть компаний, и такое не редкость в Северной Америке, довели стратегию аутсорсинга до абсолюта, сохранив только высший управленческий состав и небольшую часть маркетинга — остальные функции компании (финансы, ИЯ, 1Т, производство, дистрибуцию) взяли на себя сторонние фирмы. Но такой сценарий (см. рис. 6)

не типичен, его вряд ли можно считать устойчивой тенденцией, скорее, это дань моде.

Есть примеры обратного развития событий: успешные ODM-компании начинают движение вверх (см. рис. 7). У них есть достаточно возможностей для производства изделий собственного дизайна и желание «работать на себя». Яркий пример такой трансформации — BenQ. Недавняя покупка BenQ подразделения Siemens наглядно демонстрирует стратегию компании. Однако, налицо возврат к традиционной OEM-модели.

Можно сказать, что самой массовой тенденцией является движение EMS-компаний в сторону ODM. Этим в разной степени заразились все крупнейшие контрактные производители. Во многом это объясняется желанием максимально усилить подразделение дизайна, и таким образом, получить хорошую возможность однозначно определять компанию-производителя. Также растет зависимость OEM от конкретной ODM/EMS (см. рис. 8).

Перспективы

Потенциал мирового рынка контрактного производства (по данным Technology Forecasters) показан на рисунке 9. Выводы заинтересованные специалисты могут сделать сами.